В середине 20-х годов молодой еврей пришёл к известному нью-йоркскому
раввину и заявил, что хочет изучить Талмуд.
— Ты знаешь арамейский? — спросил раввин.
— Нет.
— А иврит?
— Нет.
— А Тору в детстве учил?
— Нет, ребе. Но вы не
волнуйтесь. Я закончил философский факультет Беркли и только
что защитил диссертацию по логике в философии Сократа. А теперь, чтобы
восполнить белые пятна в моих познаниях, я хочу немного поучить Талмуд.
— Ты не готов учить Талмуд, — сказал раввин. — Это глубочайшая книга из
всех, написанных людьми. Но раз ты настаиваешь, я устрою тебе тест на
логику: справишься — буду с тобой заниматься.
Молодой человек
согласился, и раввин продолжил.
— Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым
лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
У молодого философа глаза на лоб полезли.
— Это тест на логику?!
Раввин кивнул.
— Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо!
— Неправильно. Подумай
логически: тот, у кого грязное лицо, посмотрит на того, у кого
лицо чистое, и решит, что его лицо тоже чистое. А тот, у кого лицо чистое, посмотрит на
того, у кого лицо грязное, решит, что сам тоже испачкался, и пойдётумываться.
— Хитро придумано! — восхитился гость.
— А ну-ка, ребе, дайте мне ещё один тест!
— Хорошо, юноша. Два человека спускаются по дымоходу. Один
вылезает с чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
— Но мы уже выяснили — тот, у кого лицо чистое!
— Неправильно. Оба пойдут
умываться. Подумай логически: тот, у кого чистое лицо,
посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит, что его лицо тоже
грязное. А тот, у кого
лицо грязное, увидит, что второй пошёл умываться, поймёт, что у
него грязное лицо, и тоже пойдёт умываться.
— Я об этом не подумал! Поразительно —
я допустил логическую ошибку!
Ребе, давайте ещё один тест!
— Ладно. Два человека
спускаются по дымоходу.
Один вылезает с чистым лицом, другой — с грязным.
Кто из них пойдёт умываться?
— Ну… Оба пойдут умываться.
— Неправильно. Умываться не
пойдёт ни один из них. Подумай логически: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на
того, у кого лицо чистое, и не пойдёт умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у
кого лицо грязное, не идёт умываться, поймёт, что его лицо чистое, и тоже
не пойдёт умываться.
Молодой человек пришёл в отчаяние.
— Ну поверьте, я смогу учить Талмуд! Спросите что-нибудь другое!
— Ладно. Два человека спускаются по дымоходу…
— О Господи! Ни один из них
не пойдёт умываться!!!
— Неправильно. Теперь ты убедился, что знания логики Сократа недостаточно,
чтобы учить Талмуд? Скажи мне, как может быть такое, чтобы два человека
спускались по одной и той же трубе, и один из них испачкал лицо, а другой
— нет?! Неужели ты не
понимаешь? Весь этот вопрос — бессмыслица, и если ты потратишь жизнь, отвечая на
бессмысленные вопросы, то все твои ответы тоже будут лишены смысла!
Еврейская
традиция не отвергает в принципе абстрактное мышление.
Мудрецы стараются предусмотреть все возможные варианты.
И ситуации, которые рассматриваются в Талмуде, иногда могут лежать в
сфере маловероятного. Но сама
изучаемая проблема всегда должна иметь конкретный смысл и прочную
опору в реальной жизни.
|